среда, 27 апреля 2016 г.

День 9. Что, зачем и как ОЦЕНИВАЕМ?...


Сегодня вы с Митрейкиной Анастасией Андреевной разберетесь с вопросом "Формирующее оценивание в условиях реализации ФГОС на уроках информатики"

Написав тесты,контрольные работы ученики узнают о том, какого уровня они достигли, пройдя ту или иную тему. Традиционные техники тестирования, как правило, проверяют, знают ли ученики конкретные факты и могут ли решать задачи по определённому алгоритму, – это создаёт у учеников представление, что именно такой род знаний является наиболее ценным.
В результате школьники привыкают изучать предмет, не достигая глубоко понимания основных концептов и законов. И именно таким образом наше оценивание направляет их учение.
Это происходит, хотим мы этого или нет. Поэтому, если педагоги действительно хотят воздействовать на то, что и как учит ученик, нужно выявить следующее. Во-первых, определить, что, по нашему мнению, он должен извлечь из изучаемой темы. И, во-вторых, понять, какие формы оценивания этому соответствуют.
То есть, прежде всего, необходимо определить цели преподаваемой темы – их надо обозначить и письменно зафиксировать. Поскольку изначально оценивание направлено на то, чтобы узнать, в какой степени эти цели достигнуты. Это то, почему мы совершаем оценивание. Уверенность в том, что выбранные техники действительно позволяют определить, соответствует ли учебный результат установленным целям, даёт основание совершать оценивание именно этим способом.
Таким образом, ответом на вопрос - зачем мы оцениваем - будет звучать так: чтобы выяснить, достигнуты ли поставленные учебные цели.
Преподавая ту или иную тему, учитель принимает решение о том, что ученики должны знать и уметь по его завершению. Исходя из этого, он определяет содержание: темы, их последовательность и т.д. и формы работы – эксперименты, лекции, групповые занятия, домашние задания, которые дадут возможность полностью покрыть содержание. Кроме того, он решает, какие методы оценивания будет использовать – тесты, письменные задания, практические работы и т.п.
Все эти решения в любом случае отражают поставленные учителем цели, и хорошо, чтобы они были формализованы ещё на том этапе, когда он планирует тему. Формализация учебных целей – это первый шаг. После этого предстоит измерить, в какой степени они достигнуты. И надо выбрать именно такие формы оценивания, которые подходят для конкретных целей, т.е. согласовать оценочные техники с поставленными учебными целями.
Итак, на вопрос - почему мы будем оценивать именно таким образом – ответом будет: чтобы согласовать оценивание с поставленными целями.
Поскольку, как уже говорилось, наиболее распространенные техники тестирования оценивают знание фактов и способность решать задачи алгоритмичным путём, в случае, когда установленные нами цели являются иными - например, предполагают понимание процессов и законов, долговременный интерес к предмету, способность критически анализировать информацию, представленную масс-медиа, - традиционные тесты не обеспечат нас адекватными данными. Неправильно выбранные техники оценивания дадут ученикам неправильный посыл относительно того, чего мы от них хотим и что они должны взять из изучаемой темы.

3 комментария:

  1. Команда «Фиксики»
    1. Митрейкина Анастасия Андреевна помогла разобраться с вопросом "Формирующее оценивание в условиях реализации ФГОС на уроках информатики". А также мы применили его на практике.
    2. Со Светланой Владимировной разработали систему оценивания достижения школьником планируемых предметных и метапредметных результатов по методике Б. Блума.

    ОтветитьУдалить
  2. Команда "Прорыв"
    1. Вместе с Митрейкиной А.А. разобрались с формирующим оцениванием. Со Светланой Владимировной разработали систему оценивания достижения школьником планируемых предметных и метапредметных результатов по методике Б. Блума.
    2. Данную систему оценивания попробуем применить в своей работе.
    3. Поработали продуктивно, все замечательно!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Команда "Мегабайт"
    1. Совместно с Митрейкиной А.А. рассмотрели формирующее и суммирующее оценивание. Разработали систему оценивания достижения школьником планируемых предметных и метапредметных результатов по методике Б. Блума со Светланой Владимировной.
    2. Будем распространять полученный

    ОтветитьУдалить