Комплексные задания оценивания УУД


В условиях поэтапной реализации ФГОС в основной школе одним из основных элементов образовательного процесса является система контроля и оценки учебных достижений учащихся. И ключевое внимание уделяется системе требований к планируемым результатам освоения образовательной программы - личностным, предметным и метапредметным. Другими словами, система контроля предполагает комплексный подход к оценке результатов образования. Привычные учителям средства педагогической оценки направлены, прежде всего, на предметные результаты, сформированные в процессе учебной и творческой деятельности, но не учитываю метапредметные планируемые результаты освоения образовательной программы.

Оценка предметных результатов отражает ожидаемые компетентности, формируемые в ходе изучения учебного предмета. Оценка метапредметных результатов представляет собой проверку сформированности у учащихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий (УУД).

УУД формируются в процессе учебной деятельности в рамках всех без исключения учебных предметов и оцениваться они могут в ходе выполнения специальным образом подготовленных контрольных заданий. Такие задания позволяют вести оценку как предметных так и метапредметных результатов образования и называются комплексными заданиями.
Комплексное задание разбивается на три основных блока:

  • стимул,
  • задачная формулировка,
  • инструмент проверки.
Стимул, или мотивирующая ситуация мотивирует ученика на выполнение поставленной задачи. Основная задача стимула - превратить задание в личностно-важную задачу. Можно выделить среди прототипов реальных ситуаций: ситуацию-проблему, ситуацию-иллюстрацию, ситуацию-оценку, ситуацию-тренинг. С помощью проблемной ситуации можно проверить и оценить уровень сформированности умений по поиску оптимального решения; иллюстрация позволяет оценить умение визуализировать и интерпретировать проблему средствами ИКТ для нахождения более простого или оптимального решения; ситуация-оценка дает готовое предполагаемое решение и направлено на на проверку умений оценивать способы решения и находить свой подход к проблеме; тренинг предлагает универсальную возможность для описания и анализа как самой ситуации, так и ее решения.
Пример мотивирующей ситуации:
(часть 1) Вы с друзьями собрались поиграть в одну из популярных сетевых игр. Чтобы играть вместе на одном сервере в сети вам необходимо узнать адрес этого сервера в сети. Вашему другу пришло сообщение с нужным IP-адресом: 291689278. К сожалению, использование данного адреса приводит к ошибке "Не получилось распознать адрес сервера. Проверьте правильность записи IP-адреса".
Задачная формулировка представляет собой набор конкретных вопросов или указаний на ту деятельность, которую должен совершить учащийся для выполнения задания. Задачная формулировка служит основанием для классификации комплексных заданий по типу оцениваемых УУД: задания регулятивной направленности, задания коммуникативной направленности, задания познавательной направленности и смешанные задания. Комплексное задание регулятивной направленности ориентировано на оценку умений учащихся организовать свою работу над заданием, включая планирование этапов выполнения работы, отслеживание продвижения в выполнении задания, поиска ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы. Комплексное задание коммуникативной направленности требует совместной работы учащихся хотя бы на одном из этапов и предполагает координацию усилий и разделение ответственности за конечный результат, например, построение модели, макета или схемы, преобразование и изменение текста, ответ на сложный составной вопрос. Для оценки коммуникативных УУД задания должны предполагать распределение ролей и функций среди учащихся, работающих в паре и группах и требовать личного вклада от каждого учащегося и зависимости положительного результата работы от всех участников.
Пример задачной формулировки коммуникативной направленности:
(часть 2) Объясните другу, почему записанный им IP-адрес не может быть использован.
Пример задачной формулировки смешанного типа:
(часть 3) Найдите и исправьте ошибку в записи IP-адреса. Как вы думаете, почему она была допущена?
Данная задачная формулировка в первую очередь относится к заданиям познавательной направленности, однако имеет потенциальные применения в заданиях коммуникативной направленности.
Инструмент проверки задает способы и критерии оценивания результата, определяет количество баллов за каждый этап деятельности и общий итог в зависимости от сложности учебного материала. Инструмент проверки можно представить либо модельным ответом, либо описанием результата и составляющей инструмента проверки является шкала оценивания. Инструмент проверки должен точно соответствовать задачной формулировки и не должен допускать различных вариантов трактовки. Другими словами, каждому вопросу должен соответствовать конкретный модельный ответ, ключ или описание искомого результата.

Пример:
1. Стимул: Ваш знакомый задумался о приобретении автомобиля, но не уверен в целесообразности покупки. Помогите ему принять правильное решение.
2. Задачная формулировка: Сделайте вывод о том, выгодно ли ездить на выбранном автомобиле на работу, воспользовавшись данными из приведенной таблицы.


Стоимость проезда в городском транспорте
18 руб.
Расход бензина предполагаемого автомобиля на 100 км
11 л
Стоимость бензина
31 руб.
Расстояние до работы
10 км
Количество рабочих дней
21
3. Инструмент проверки: Пример модельного ответа

А
В
С
1
Расчет выгоды покупки автомобиля
2

Затраты на дорогу
Городской транспорт
3
Стоимость бензина
31 руб.
0
4
Расстояние в км (туда и обратно)
20
20
5
Затраты на дорогу
=В4*0,11*В3
=2*18
6
Количество рабочих дней
21
21
7
Итого
=В6*В5
=С6*С5
8
Разница в цене
=В7-С7
   Пример шкалы оценивания уровня сформированности УУД
Признаки
Количество баллов
2
1
0
УУД: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров



·Сделан правильный вывод о действиях, необходимых для решения поставленной задачи
·Правильно определена последовательность шагов, необходимых для выполнения задачи
·Получен верный ответ



УУД: осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей
2
1
0
· Сделан выбор в пользу использования табличной модели для выполнения необходимых расчетов
· Использованы формулы для проведения необходимых вычислений



Комментариев нет:

Отправить комментарий